Инструменты пользователя

Инструменты сайта


Боковая панель

Разделы сайта:


Облако тегов

Ссылки


Поделиться статьёй



Яндекс.Метрика
blog:2015:08:17_belovode_otkrytie_vystavki_smirnova-ruseckogo
поделиться страничкой в соц.сетях

Открытие выставки Смирнова-Русецкого

Саполева Светлана Юрьевна, руководитель АКОО «РО «Беловодье»:

Сегодня у нас радостное событие — открывается новая выставка изобразительного искусства.
На открытии выставки мы всегда узнаем много нового о художнике, от прекрасных образов рождаются новые возвышенные впечатления, идеи, пробуждаются скрытые творческие способности.
Выставки являются «местом встречи», где происходит общение между творческими людьми, возникают новые контакты.

Выставка картин проходит в Выставочном зале Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки с 12 августа по 6 сентября.

Выступает — Светлана Юрьевна Саполева, ролик снят на фотокамеру Canon 60D и смонтирован в программе KdenLive (Linux) — мною.

Автор данного текста — Сибирское Рериховское общество (СибРО, г. Новосибирск).
Предоставила текст для публикации Саполева Светлана Юрьевна

21 января 2015 года исполнилось 110 лет со дня рождения Бориса Алексеевича Смирнову-Русецкого — русского художника, писателя и общественного деятеля. Творчество этого художника занимает значительное место в истории современного искусства.

Смирнов-Русецкий был знаком с Андреем Белым и Максимилианом Волошиным, слушал лекции Павла Флоренского, переписывался с Василием Кандинским. Он прекрасно знал русскую, европейскую, восточную философию, любил русскую поэзию, Одним из первых в России получил от Н.К. и Е.И. Рерихов книги учения Живой Этики. Он был ценителем и знатоком серьёзной музыки: Вагнер вдохновил его на создание нескольких прекрасных картин, Скрябин оказался близким в своей космической устремлённости.

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий член группы художников-космистов, возникшей в России в 20-х годах прошлого века и по предложению Н.К. Рериха она стала называться необычно и красиво — «Амаравелла», что в переводе с санскрита означает «Путь к бессмертию». В своих картинах эти художники воплощали то, о чём писали учёные Циолковский, Вернадский, Чижевский.

Художники говорили: «Восприятие наших картин должно идти не путём рассудочно-формальното анализа, а путём вчувствования и внутреннего сопереживания, тогда их цель будет достигнута… Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса».
Члены группы разработали манифест, в котором излагалось их кредо, и которому Борис Алексеевич не изменял до конца жизни. Вспоминая о времени зарождения этого объединения художник вспоминал: «Я считаю, что пример «Амаравеллы» замечателен тем, что творили для будущего, не считаясь с трудными временами 30-х, 40-х, 50-х годов. Через десятилетия смотрели вперёд… Искусство мы признавали ведущим фактором духовной жизни». Б.Смирнов-Русецкий.

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий родился 21 января 1905 года в Санкт-Петербурге в семье офицера царской армии Смирнова. Получил домашнее образование, учился в Тенишевском реальном училище. В 1917 году семья по долгу службы отца переехала в Москву, где будущий художник начал посещать рисовальную школу при стрелковом училище. Первыми любимыми художниками стали Левитан и Врубель. Посещая библиотеку стрелковой школы он впервые прочёл книги о художнике и философе Н.К. Рерихе и о Чюрлёнисе, которые стали спутниками всей его жизни и оказали влияние на всё творчество художника.

Его дядя, искусствовед А.П. Иванов, привил ему интерес к высокому искусству, познакомил с художниками «Мира искусства». Особую роль сыграли рассказы о Н.К. Рерихе, который стал для него маяком в искусстве и высшим нравственным авторитетом.

Как сын бывшего царского офицера, он был лишён права поступать в высшие учебные заведения на дневное отделение. В 1923 году, по настоянию родителей он поступил в Московский инженерно-экономический институт на вечернее отделение.
Впервые его картины экспонировались в 1923 году на «Выставке пяти» (Д. Г. Соболев, Лев Лозовский, Анатолий Микули, П.П. Фатеев, Б.А. Смирнов).

В 1926 г. состоялась встреча Бориса Алексеевича с приехавшим в Россию Н.К. Рерихом, с которым затем молодой художник неоднократно встречался. По настоянию и рекомендации Рериха Смирнов-Русецкий поступает в московские Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС.
Н.К. Рерих писал в рекомендательной записке к руководству курсов: «Рекомендую моего молодого друга Смирнова. Талантливый! Ему нужно окончить художественный курс ВХУТЕМАС». Добрую память о заботе великого мастера Б.А. Смирнов-Русецкий сохранил на всю жизнь.

Рерих помог художникам «Амаравеллы» принять участие в нью-йоркских и чикагских выставках 1927 и 1928 гг. и тем самым привлёк внимание общественности к искусству молодой России. Работы русских художников получили широкий резонанс в прессе. В одном из отзывов говорилось о том, что «Искусство Советской России привлекает… Очень одарённый художник Борис Смирнов, картины которого привлекают зрителя внутренней глубиной».

Жизнь Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого складывалась нелегко. В тридцатые годы невозможно было заниматься одной живописью, приходилось заниматься преподавательской деятельностью.
Наступил 1941 год. На второй день войны Борис Алексеевич был арестован и получил за «антисоветскую пропаганду» и «связь с русским эмигрантом Рерихом Н.К.» десять лет исправительно-трудовых лагерей. Отбыв срок, был сослан в Акмолинскую область (Казахстан) на бессрочное проживание.
Находясь в заключении, Борис Алексеевич огрызками карандашей на небольших клочках бумаги, на пачках от папирос делал зарисовки пейзажей, портреты. Сохранились миниатюрные эскизы того времени, которые помогли в создании самого красивого цикла — «Снегурочка».

В 1954 году художник был освобождён — решение о бессрочной ссылке было отменено в связи со смертью Сталина. Однако художник не мог жить в городах областного значения, тем более в Москве.
В 1956 году после 20-ого съезда партии художник получил документ о реабилитации с мотивировкой «за отсутствием состава преступления» и вернулся в Москву, где получил прописку. В Москве он продолжил своё образование, защитив кандидатскую диссертацию. Работал во научно-исследовательском институте монтажспецстрой до ухода на пенсию.

Благоприятные условия для творческой работы сложились лишь во второй половине пятидесятых годов. Он реализует многое из того, что было задумано в двадцатые и тридцатые годы; рождаются новые замечательные циклы картин, совершенствуется техника.

В 1957 году в Россию вернулся Ю.Н. Рерих, который ставил одной из важнейших для себя задач — возвращение на Родину картин Николая Константиновича Рериха, и приобщение его творчества к русской культуре.
Борис Алексеевич помогал Юрию Николаевичу с организацией выставок в Москве; развешивал картины, работал над каталогом. Была подготовлена частичная публикация «Листов дневника» Н.К. Рериха в журнале «Октябрь» за 1959 г. Юрий Николаевич также никогда не отказывал друзьям в помощи, если это было необходимо. Так, в январе 1960 года, он подготовил за подписью учёных-востоковедов письмо на имя директора Дома учёных Москвы с просьбой организовать выставку учёного и художника Б.А. Смирнова-Русецкого в городе. В письме говорилось «В лице Б.А. Смирнова мы имеем не только научного работника, но и замечательного художника-пейзажиста… Мы считаем, что произведения этого талантливого художника, который представляет бесспорный интерес как со стороны художественного мастерства, так и тематики, должны быть показаны широкой научной и культурной общественности Москвы».

В 80-е годы вокруг Бориса Алексеевича собралась небольшая группа людей, с которыми он обсуждал художественное и философское наследие Рерихов, изучал Живую Этику и древние философские учения Востока. Позже Смирнов-Русецкий организовал московское Рериховское общество и стал его первым председателем. Расширились его связи с членами Рериховских обществ Прибалтики, Киева, Новосибирска, Алтая. С лекциями о жизни и творчестве Н.К. Рериха Борис Алексеевич выступает во многих городах СССР.

ОБРАТИМСЯ К ТВОРЧЕСТВУ МАСТЕРА

Б. А. Смирнов-Русецкий объединяет свои картины в циклы. Циклы Русецкого рождались в разные периоды его жизни. Многие — в его странствиях по стране.

Цикл «Прозрачность»

Так цикл «Прозрачность»: «возник на самой заре моей юности… Всё утончено, всё, как бы, чуть-чуть. Это «чуть-чуть» — прозрачность, является душой этого цикла».
Цикл складывался не только под впечатлением природы. Огромное влияние оказывала музыка Шопена, Шумана, Вагнера, Листа. Картины как бы набегают друг на друга, одна продолжается в другой. И при этом каждая неповторима, индивидуальна. Но все же лишь в контексте всей серии она воспринимается со всей полнотой.

Этот цикл не только музыкален, он еще и по-настоящему философичен. Здесь проявилось ещё одно влияние — поэзия и проза Тагора, которая приобщила к философии и поэзии Востока и были любимыми произведениями. «Прозрачность — это внутренний смысл всей моей работы» — писал художник».
Категория «прозрачности» стала в творчестве художника символом чистого, духовного, прекрасного, эстетической категорией, несущей в себе представление об истинном, светлом, сущностном в природе, человеке и мироздании. Она позволяет нам увидеть ряд постепенно тающих планов, уводя во всё более бесплотные слои.

Цикл «Север»

Каждое лето художник путешествовал по стране и делал серии этюдов. Всегда тянуло к Северу, в Карелию и Прибалтику. Борис Алексеевич часто бывал в местах, где писал свои полотна Николай Константинович Рерих. Результатом этих поездок стал цикл «Север», тема которого связана как с конкретным местом, так и с состоянием души художника. «Красота Севера располагала к философскому видению мира. Всё сверкает белизной, чистотой, светом. Мне захотелось выразить чистоту человеческого духа, способность воспринять, принять эту природу». Около ста пятидесяти картин создано Смирновым-Русецким в серии «Север». Не раз бывал он и в Сортавале, где в 1916-1919 годах жил Рерих. Глубокие шхеры Ладоги с бесчисленными островами, суровые скалы и валуны в сочетании с нежной весенней зеленью и разнообразием цветов вдохновляли его.

Циклы Карелия и Псковская земля

Особое место в творчестве Б. А. Смирнова-Русецкого занимает Карелия. Музыкальность свойственна заонежским полотнам художника.

Бывал также Смирнов-Русецкий и на Псковщине, посещал места, связанные с пребыванием здесь в начале века Н.К. Рериха. Результатом этих поездок стал цикл картин под названием «Псковская земля». Работа над этим циклом продолжалась до последних дней художника.
В цикле «Псковская земля» художник стремился показать глубокую гармонию архитектуры и природы. Храмы на картинах мастера как бы светятся изнутри, оставляют неизгладимый след в душе. Они как бы вырастают из земли.

Цикл «Алтай»

«В моих странствиях довелось увидеть многие районы Сибири, но особенно хотелось повидать Алтай», — вспоминал художник. В 1968 году он побывал на Алтае, где во время экспедиции побывал Н.К. Рерих и который называл «жемчужиной Азии». Было написано много этюдов, зарисовок и возник обширный цикл картин «Алтай», в который вошли около ста работ. «Алтай произвёл на меня очень сильное впечатление. Ярко сверкающие снежные вершины, быстрые, чистые реки с каменистым руслом, великолепные лиственницы, которые при мне начинали желтеть — всё это создавало неповторимую гармонию горного мира», — писал художник.

Второй раз Борису Алексеевичу довелось побывать на Алтае в 76 лет, в 1981 году.

Цикл «Космос»

В 10-е и 20-е годы много писалось о «космическом сознании». Отвечая на призыв времени, художник стремился передать в своих циклах картин единство Космоса, выразить Беспредельность в великом и малом. Основное стремление — показать беспредельность Вселенной, многообразие форм космоса, почувствовать дыхание космоса на земле. Ведь космос проявляется и в горной природе Земли, и в каждом камне… Этот гармонический синтез характерен и для работ мастера, простые лютики и одуванчики он может подать так, что мы ощутим космизм земной природы!

Он утверждал своим творчеством, что человек «свободен в волшебных мирах», может и должен жить в Космосе, может осознать Беспредельность, что Бесконечность и конечность сходятся в Человеке и для него скучные песни земли уже не могут заменить «звуков небес», «он уходит всё дальше» в просторы Вселенной.

III

В течение всей творческой деятельности Б.А. Смирнова-Русецкого персональные выставки картин прошли в Москве, в музеях Пскова, Костромы, Киева, Новосибирска, Загорска, Звенигорода, Ленинграда, в городах Монголии, Финляндии, Германии, Америке.

Художник оставил огромное наследие: 1800 картин и 2000 этюдов, он автор более 40 циклов картин.
Работы художника находятся в ГРМ, ГТГ, Петрозаводском художественном музее и многих региональных музеях России. После его смерти 250 работ были переданы женой в Музей народов Востока в Москве. Работы художника приобретаются крупными музеями.

Обсуждение

Ваш комментарий. Вики-синтаксис разрешён:
 
blog/2015/08/17_belovode_otkrytie_vystavki_smirnova-ruseckogo.txt · Последние изменения: 2015-10-31 19:39 — Тимофеев Алексей

Инструменты страницы